17 июля 2015 г.

Неизвестный Израиль. Часть 2. День 6-14

Продолжаем путешествие по Израилю. Первая часть тут

День 6. Север.

На шестой день мы собрали вещи на 2 дня и двинули на север страны. Север Израиля - это горы. Первая остановка была запланирована в Банеасе – парке-заповедника. Вторая – Нимрод – крепость. Затем сказочный город Цфат и вечер у фонтанов в Тверии. Однако, в планы пришлось внести изменения. Цфат был безжалостно убран из наших планов, поскольку путешествие выпадало на пятницу, начинался шабат, а Цфат довольно религиозный город и делать в пятницу там могло оказаться просто нечего.
Так или иначе, мы выехали в сторону Банеаса. Дорога заняла около 2 часов. Я зачем то одела штаны, думала север – холодно. О, какая я глупая женщина! В Банеасе оказалось очень жарко! Повезло, что в заповеднике есть река и мы спасались ее прохладой. При въезде в парк нам выдали карту, где обозначены и описаны все интересные места парка, нанесено несколько пешеходных маршрутов разной длины. В общем, все для людей! Мы погуляли по парку вдоль реки, места интересные. Для Израиля – не характерные. Народу очень мало. Вокруг деревья, камни, водопадики. И ни души. Такое единение с природой! Можно присесть, устроить пикничок (без костра конечно), подумать о вечном. Очень приятное место.

При входе в парк

Мамочка радуется

Зелень

Речка

И я присела, призадумалась

После прогулки мы сели в машину и перебрались в другую часть парка, до куда можно дойти пешком, но мы спешили (вход в крепость закрывался в 3 часа, а нам хотелось туда попасть). В другой части мы должны были увидеть водопад. Пришлось поднапрячься, чтобы найти его. Сначала мы забрели не туда, зато встретили местных представителей фауны - даманов. Вот вам милое видео.

Зверята очень занятные, пушистые, толстенькие, но такие проворные!
Потом мы нашли путь к водопаду и уже были очень близки, но оказалось, что тропинка к нему на реконструкции и подойти вообще не возможно!!! Ну то есть совсем никак! А мы только ради него и ехали! Было очень обидно. Зато я нашла место,  на котором фотографировалась 6 лет назад)

Тропа к водопаду

Где-то там есть водопад!

В зарослях, 2015 год

В тех же зарослях, 2009 год)

Мы,конечно, погоревали и понегодовали, но делать нечего, поехали в крепость.

Когда мы добрались до Нимрода наше разочарование как рукой сняло. Крепость находится высоко в горах. Вид с нее – потрясающий! Во все стороны простираются горы (вот к сожалению не знаю какие - Голаны это или нет...). В самой крепости, что необычно для нас, есть много мест куда можно залезть. Какие то спуски, тоннели, башенки. Егор всегда недоволен, что в таких местах все самое интересное закрыто, а тут – гуляй не хочу. Жаль, в нашем распоряжении был только час. Мы залезли, посмотрели резервуар  с водой, обошли всю крепость. В середине пути мама устала и осталась ждать нас под деревцем в тени, а  мы залезли еще выше. В общем, нам очень понравилось. На входе, кстати, опять выдали карту со всеми отметками и маршрутами. Мне кажется, что это то место, которое надо посетить. Ну очень красиво. Ну прямо слов не хватает, так что вот вам картинки.
Вид на горы

Крепость

Небольшая такая ящерка)

Резервуар с водой

И еще немного крепости

И нас! (Егор, как гопник, в шортах и носках, потому что там иначе никак - кеды обязательны, а они натирают)

Из крепости мы вышли уже перед самым ее закрытием – около 4 часов, и поехали в Тверию на ужин с родственниками.
До Тверии мы добрались довольно быстро. Уже на подъезде к городу нам открылся потрясающий вид на мое, пожалуй, любимое место Израиля – озеро Кинерет. Мою любовь к нему невозможно объяснить, но это то место, куда я хочу возвращаться всегда. Но о Кинерете чуть позже.
Наше главное впечатление от Тверии в тот вечер – вкусная еда в рыбном ресторанчике и голодные сомы, плавающие прямо у берега около ресторана. Егор очень любит рыб, так что наблюдать за сомами во время ужина ему очень понравилось.

Сомы. Точнее тут хорошо видно только одного

Итог дня – 15000 шагов, 11 км (с каждым днем все больше!). Подкачал Банеас, где мы не смогли увидеть водопад, зато приятно удивил и запомнился Нимрод.

День 7. Кинерет.
Вот так быстро уже прошла неделя путешествия, мы и заметить не успели.
Главной целью этого дня было озеро Кинерет – основной источник пресной воды в Израиле. В одной из моих поездок нам рассказывали, что в Кинерете есть две отметки – красная и черная. Когда вода опускается ниже красной черты – это критическая отметка, воды мало. Но когда она опускается ниже черной метки – воду уже от туда брать нельзя, ниже черной метки вода в озере соленая. Сейчас Кинерет находится на критической отметке. Между красной и черной чертой. Но красота этого озера (Галилейского моря, как его еще называют), не зависит от уровня. Озеро прекрасно всегда!

Утром мы погуляли немного по пустынной Тверии. Думали, виноват шаббат. Оказалось, просто слишком рано вышли из отеля. Все заведения открылись ближе к 12 часам дня, а мы искали завтрак в 11.
Фото из Тверии очень мало. Основную часть времени искали еду!)

Из Тверии мы двинули в сторону горы Арбель. Я думала, что это просто гора, куда можно подняться и посмотреть на Кинерет. Но оказалось, что вход туда платный, зато подниматься пешком никуда не надо - подъехать почти до самого верха можно на машине. На входе нам опять выдали карту, пешком нам осталось пройти совсем немного до смотровой площадки.
Виды, которые открываются с горы Арбель - это что-то неописуемое, непередаваемое и невероятное. Полный восторг!!! Ну вот прямо совсем полный.

Где-то по дороге к смотровой площадке. На краю пропасти. Там очень хотелось отрастить крылья и спланировать вниз! Ооооочень круто!

Мамочка ждет нас в теньке

Вид на Кинерет

Мы присели отдохнуть) Везде есть парочка деревьев для тенька

Дорога с горы

В общем, если есть возможность, на Арбель надо ехать обязательно! Это невероятно красиво. Только обязательно надо запастись водой - на горе очень жарко и мало тени.
А вот небольшое видео, как мы поднимались на Арбель. Скорость увеличена в 4 раза)

После увлекательного путешествия на гору, мы поехали искать пляж на Кинерете. Это была та самая часть путешествия, которую я очень ждала из-за своей любви к этому озеру. Мы решили ехать на пляж Цемах - это основной пляж озера, самый большой и популярный, это самый юг озера. Мы нашли его без труда, но вход туда оказался платным. 60 шекелей с человека за вход на пляж! Я все понимаю - он может быть чистый, оборудованный, ухоженный и т.д. Но 60 шекелей с человека за то, чтобы войти, искупаться и уйти! Это было выше нашего понимания, поэтому мы развернулись и поехали искать другой пляж.
Первый пляж, на который мы заехали, находится примерно в 1км на запад от Цемаха (такая подробная информация для будущих путешественников). Туда оказался платный въезд, но уже адекватнее - 100 шекелей за машину. Парень понял, что едем мы ненадолго - только искупаться, так что пустил нас и вовсе бесплатно. Удача, подумали мы...
Это оказался не совсем пляж, скорее зона для кэмпинга. Все отдыхающие там в палатками, с шашлыками и все такое, куча детей у воды. Берег относительно песчаный и не очень чистый (но терпимо). Мы переоделись и пошли в воду. Дно оказалось глиняное и каменистое, поэтому вода очень мутная и заходить довольно тяжело и неприятно. Это было для меня странно - я помню галичный Кинерет с абсолютно чистой и прозрачной водой. Честно говоря, купанием мы остались недовольны - не очень чисто и в глине не очень приятно. Но хуже всего оказались душевые. Я не буду их описывать, просто скажу, что если вы будете на Кинерете - объезжайте стороной это место, даже не суйтесь. Такой грязи я нигде не видела.
Мы в страхе уехали от туда и попробовали податься на соседний пляж, куда оказался также платный въезд, а вода была по прежнему непрозрачная, так что мы от туда уехали, также ничего не заплатив, ибо не провели там и 5 минут.
Сказать, что я была расстроена - ничего не сказать! Я так люблю Кинерет, и мне не показать мужу всю его красоту?! И куда вообще возили меня на всех моих поездках, если озеро совсем не такое, как я его помню? Что мне показывали?!
В этот момент мы находились примерно в том месте, откуда шла дорога обратно в Нетанию. Но я так хотела, чтобы впечатление о Кинерете у Егора было совсем другим, что посмотрев карту, решила объехать все озеро против часовой стрелки. По километражу - это примерно 50 км. По нашим меркам - ни о чем. И мы поехали.
По дороге мы заезжали на некоторые пляжи, они были уже бесплатными, там было гораздо меньше народу, но вода все еще была мутной.
И вот где-то на восточном берегу озера мы выехали на пляж недалеко от парка Курси. Тут я наконец увидела тот самый Кинерет, с которым меня знакомили в поездках. Въезд также оказался платным, но прямо у шлагбаума было место для парочки машин, куда я и встала, и зашли мы уже пешком, абсолютно бесплатно. На пляжу также часть места выделена под кэмпинг (в общем то, это на всех пляжах Кинерета), но берег уже галичный, а вода прозрачная. Этот пляж оказался гораздо чище предыдущих и приятнее. Я была тааак довольна, что у меня даже фоток не осталось! Я просто плавала и наслаждалась, радовалась, что мы не сдались и не остановились на западном берегу озера.
Единственное фото с Кинерета. Народу было много, но я поймала момент)

Пляж

Мое единственное предположение о таком разном впечатлении от одного озера - Кинерет находится на востоке страны, соответственно, все кто едут - едут с запада и на том берегу и остаются. Восточный берег дальше, туда доезжают не все, отсюда и более чистый берег. Но это только мысли вслух.

Очень довольные днем, проведенным на Арбель и на Кинерете, мы поехали обратно в Нетанию.
Итог дня - 12000 шагов, 9 км. Главная неудача - знакомство с Кинеретом с новой точки зрения.

День 8. Дорога в Иерусалим
На восьмой день мы с Егором отправились в Иерусалим через городок Латрун, а мама осталась в Нетании, где провела день со своей троюродной сестрой. Вечером мы все вместе встретились в Иерусалиме.
Мы проложили путь через Латрун, где собирались посмотреть мини Израиль и музей танков. До Латруни мы добрались довольно быстро, найти музеи тоже не составило труда - везде указатели.
Вход в мини Израиль - 70 шекелей с человека (16 евро, примерно как в аналогичный парк мини Европа в Бельгии). Экспонаты довольно потрепаны - видимо от солнца облупилась часть краски, машинки, передвигающиеся по рельсам, скрипят невероятно. Мне довольно сложно оценить этот парк, потому что мини Европа провела на меня гораздо большее впечатление. Хотя, возможно, там тоже экспонаты не первой свежести, мы были ночью, могли и не заметить. Но Егору, который видел подобную выставку первый раз, все понравилось, кроме цены за вход - за такие деньги могли бы и ремонтировать макеты хоть иногда) В целом, место не стоит того, чтобы ехать туда специально и выделять под это время, но если едете мимо - можно заглянуть.
Больше всего понравились деревья. Так и не поняли - настоящие они или нет, но красивые!

Издали не очень видно, но краска облупилась...

Даже есть макет сафари

Совсем недалеко от мини Израиля находится музей танков. Это, естественно, инициатива Егора. Но он так редко проявляет инициативу, что отказать ему я не смогла. Мне там было скучновато, но тем, кому это действительно интересно, стоит сходить - танков - немеренное количество! Их реально ОЧЕНЬ много. И просто военных машин. Почти везде есть подписи на английском. Из них мы узнали, что часть танков - российского производства. Они преимущественно были отвоеваны у Египта и Сирии. Часть танков - американские, они воевали на стороне Израиля. Самые большие, тяжелые и суровые на вид - танки израильского производства. Было еще пару малышей - французов.

У танков обязательно надо сфотографироваться!

И на танках тоже!)

Таблички с переводом на английский

Огромный и суровый израильский танк

Малыш француз

Было довольно жарко и обойти все танки не представлялось возможным, так что уже спустя час мы отправились дальше в Иерусалим.
Добравшись, наконец, до Иерусалима, мы нашли квартиру родственников, которые с удовольствием нас приняли и обеспечили жильем на 3 ночи в Иерусалиме. Более того, нас с Егором еще и сразу же накормили, чему мы были невероятно рады.
После обеда мы отдохнули и вечером совершили вылазку в центр Иерусалима - по барам. Много мы себе не позволили, но все таки отпуск должен быть отпуском, так что по стаканчику пропустили) В баре за соседним столом сидели два молодых парня, когда они заметили, как я визжу, от увиденного таракана (тропического, большого, сантиметров 5 в длину), они кинулись искать его и в итоге скормили своему тарантулу в банке. Кому то это покажется диким, но я очень веселилась и влюблялась в свой Израиль все больше)

Итог дня - интересный музей танков, дороговатый и пошарпаный мини Израиль, приятный вечер в центре города с тараканами и тарантулами.

День 9. Иерусалим
На девятый день мы отправились на прогулку по Иерусалиму. Никакие экскурсии мы брать не хотели, максимум - рассчитывали на аудиогиды в старом городе. У Яффских ворот (старая часть города обнесено стеной и туда можно пройти через разный ворота, самые известные - Яффские), действительно, предлагают аудиогиды. По 200 шекелей за один гид на всех (около 3000 рублей). Ну вы догадываетесь, куда мы их послали.
В старом городе я не ориентируюсь вообще - нас туда привозили, проводили к стене плача, и уводили обратно в автобусы. Это вызвано тем, что город поделен на районы - христианский, мусульманский, еврейский и армянский. Все мои поездки были еврейскими и гулять мы могли только по еврейскому кварталу, в остальных, если я не ошибаюсь, даже не действовала наша страховка. Поэтому прогулки по старому городу были весьма ограничены. Теперь же мы были сами себе хозяева и могли делать, что хотели.
Мы без труда нашли проход к стене плача по указателям. Было еще рано (около 9 утра), народу мало, рынок старого города еще только открывался. У стены как обычно - проверка вещей, рамка, охранники. И тут маму посетила гениальная идея - подняться на храмовую гору.

Пожалуй, тут будет небольшое историческое отступление. Тем кто знает и не заинтересован, можно пропустить). Текст взят из Википедии)
Иерусалим - очень древний город с богатой историей. В старом городе Иерусалима находится Храмовая гора - это гора, обнесенная с четырех сторон стеной. На верху горы находился Первый, а затем и Второй Иерусалимский Храм - культовое сооружение, которое являлось центром религиозной жизни еврейского народа. Здесь же, согласно еврейской традиции, в будущем будет стоять Третий Храм.
После разрушения второго Храма на территории Храмовой горы расположились мусульмане и сейчас там находятся мечети Аль-Акса и Купол Скалы.
Евреям подниматься на гору запрещено, но не из-за мусульман, как можно подумать, а потому, что святость Иерусалима и Храмовой горы остаются в силе и после разрушения Храма. Сегодня считается, что все евреи ритуально нечисты, и поэтому никто не может взойти на Храмовую гору.
Храмовая гора - самое святое место евреев. Стена Плача - это единственный фрагмент стены Храмовой Горы, который сохранился до наших дней. В принципе, сама стена как таковая не является святыней иудаизма. Святыня евреев — это Храм, который был построен на Храмовой Горе. Значение этой стены для евреев, живущих после разрушения Храма, заключается в том, что она — единственное, что осталось от Храма.
Минутка исторической справки закончилась.

Так вот, мама предложила подняться на Храмову гору. попасть туда довольно трудно, мусульмане пускают туристов только в определенные часы. Но нам повезло, если можно так сказать, и мы пришли в нужное время. Правда, из-за Рамадана нас не пустили с едой и напитками, так что мы оставили их вместе с мамой внизу, а сами пошли подниматься.
Я чувствовала себя довольно неуютно. Я не то, чтобы сильно верующая, но мне правда, неприятно было туда подниматься.
На горе мы побродили немного по ее территории, посмотрели мечети. Красиво, но ничего сверхестественного. В Питере мечеть тоже очень красивая. А там еще и мусульман, замотанных в паранжу, очень много. Я стараюсь быть терпимой, правда.
Но на гору умудрились пройти несколько ребят в кипах. Что там началось!!!
Женщины в истерики начали орать "Аллах Акбар" и бросать в ребят тапками. Ор стоял невероятный. Парней окружили охранники и вывели с горы, но впечатлений мне было достаточно, чтобы тоже быстренько уйти от туда.
Кстати, через пару дней после этого, вход на Храмовую гору для туристов закрыли из-за нападения на охранников. Неприятное место, честно.

Слева - Стена Плача (Западная стена, как она называется во всех остальных языках)

Купол Скалы на Храмовой горе.

Мечеть

Красивая мозаика

К слову, мы так и не поняли - своя там какая то охрана или тоже израильская. На входе проверили паспорта - видимо, граждан Израиля туда не пускают (на самом деле не знаю точно).
В общем, вышла я от туда в ужасном настроение. И еще долго в нем пребывала.

После мусульманской святыне мы пошли к еврейской - Стене Плача. Тут уже никто тапками не кидался (хотя я честно, не знаю, что случилось бы в обратной ситуации - если мусульманин пошел бы к Стене). Егор подходить не стал, сказал, ему все издалека хорошо видно.

Вид на стену плача из двориков еврейского квартала

От стены мы пошли вглубь еврейского квартала. Ориентироваться там, по моему, невозможно абсолютно. Мы просто бродили по улочками, даже умудрились найти выход на крыши (я там однажды была с одной из поездок)

Улочки еврейского квартала

Местный жители

Крыши

Найти выход с крыш оказалось очень непростой задачей. Мы куда только не забрели, пока искали спуск - тут и кафе, и отель, а в конце мы вообще наткнулись на синагогу. Неудобно получилось! Оказалось, что выход с крыш там же, где мы поднялись) Второго спуска мы не нашли.
Из еврейского квартала мы пошли в христианский - смотреть на третью святыню - Храм Гроба Господня. Найти его не так что просто, ибо выглядит он совсем невзрачно:

Вход в Храм

Тут я уже не выдержала и смеялась в голос. Я не хочу никого обидеть, но освящать в христианском храме хамсу (амулет в форме ладони, которым пользуются евреи и арабы) - это выше моего понимания.
Только тут понимаешь весь абсурд войн за веру. В этом городе собраны святыни трех религий и на столько очевидно, что у всех трех один и тот же источник, одно начало, которое потом истолковали иначе. И ради этого проливаются реки крови. До сих пор.
Я не любитель разговоров о вере и политике. Но в Иерусалиме невольно задумываешься, по крайней мере о вере.
Мне было довольно трудно воспринимать происходящие вокруг, потому что все начало казаться фарсом, зато у нас есть красивая фотография!

Минутка лирики закончилась.
После христианского квартала мы побродили еще немного по рынкам старого города. В общем то, большую часть старого города занимает рынок, где продают символы всех трех религий, где у мусульманина можно купить маген давид или распятие христа - все перемешано, все в кучу, крики, люди, тележки. Занимательное зрелище.
Нам удалось найти свежевыжатый гранатовый сок, который мама так хотела попробовать. В Иерусалиме его продают несмотря на то. что был не сезон гранатов)
Думала купить приправы в подарок - они оказались турецкими. Тряпичный сумки - тоже. Я думаю, что распятие тоже турецкое. И все остальные вещи. Так что смысл рынка мне не сильно понятен. Это сувенирный рынок, не настоящий! Мы ушли от туда ничего не купив кроме сока.
И вот мы наконец вернулись к Яффским воротам. Солнце уже жарило, народу заметно прибавилось. Мы решили подняться на стену, которой обнесен старый город, и пройтись по ней. Будущих путешественников предупреждаю - делайте это, когда вы полны сил)
Стена оказалось протяженностью полкилометра и с постоянными подъемами и спусками. После наших блужданий по кварталу прогулка по стене была не самая простая задача для нас.

Начинаем прогулку по стене. Еще довольные

Вид на Иерусалим со стены

С мамочкой

У нас было ощущение, что стена бесконечная! Вокруг хоть и было красиво, но идти пришлось по жаре, по узеньким ступенькам то вверх, то вниз.В общем, это целое приключение

Бесконечная стена и масличная гора вдали

Это, скорее всего, мусульманский квартал Иерусалима. Но я не уверена!

Самое смешное, мы спустились со стены недалеко от Стены Плача - у Мусорных ворот, зашли там в старый город и снова заплутали! Казалось, что выбраться из этого района нет никакой возможности!)
Но мы на удивление быстро сориентировались и вышли к рынку, откуда по прямой дошли до Яффских ворот и наконец вышли из старого города. Прогулка была похожа на квест "выйди из комнаты", но было забавно. И красиво.
От старого города мы двинули в гости на работу к нашему родственнику. Он работает в муниципалитете Иерусалима и около здания муниципалитета мы нашли вот такие чудесный велосипеды:

Площадь с велосипедиками

Крутишь педали, а над тобой дует вентилятор или показывается скорость или что-нибудь еще.
А еще у них во дворики вот  такие милые подушечки...

....каменные
Я, естественно, пнула ее ногой - хотела проверить, настоящая ли) Получила море эмоций!

От муниципалитета мы пошли пешком до рынка. Рынки в Израиле очень крутые с той точки зрения, что есть много свежих и вкусных фруктов! Мы выбрали огромный арбуз и настоящие израильские приправы! Ушли очень довольными!

Рынок
После рынка мы, едва живые, двинули в сторону дома, где объелись арбуза и больше не двигались с места. Вечером в гости пришли родственники и мы очень мило посидели, никуда не ходили, ничего не делали - расслаблялись!

День был очень продуктивный на шаги и километры - 20000 шагов, 14 км по Иерусалиму! Разочаровал поход на Храмовую гору, больше не пойду! Но остальная прогулка, вкусная еда и наконец то арбуз помогли мне забыть утреннюю неудачу.

День 10. Пещеры
Дальнейшие наши планы были продвижение на юг. Мама сказала, что юг она уже видела, поэтому на 10ый день у нее были куплены билеты обратно в Питер и рано утром мы отправили ее на самолет.
У нас же никаких конкретных планов на этот день не было, но накануне нам подкинули отличную идею - съездить в сталактитовые пещеры и мы этой идей воспользовались.
Пещеры находятся в 30 минутах езды от Иерусалима в месте под названием Бейт Шемеш. Доехали мы без труда, дорога невероятно красивая! Под Иерусалимом очень бурная растительность - много сосен, а сам город находится в горах. Ехали мы по дороге-серпантину и то вправо, то влево открывался потрясающий вид на склоны и леса.
В пещеры мы приехали как раз к началу экскурсии, правда на иврите. Но мы были с Вероникой(степень родства я не готова указать), поэтому решили идти, если что - она нам переведет. В итоге экскурсию проводили на английском и иврите, а гид оказался русским) Так что никаких  проблем мы не испытали.
Сами пещеры привели меня в полный восторг! Никогда не была в таких пещерах и мне невероятно понравилось! Несмотря на строгие правила - не трогать, не сходить с дорожек, не фотографировать со вспышкой, было очень красиво и очень интересно!

Вид на пещеру от входа. Не сразу понимаешь - не вверх ли ногами это фотография. Но нет, фото расположено правильно)

Очень крупный сталагмит

Стена сталактитов в форме медуз

Нам показали фильм про историю появления пещеры, показали разные виды сталактитов и сталагмитов. Растут эти чудеса природы на 1 см в 50 лет, примерный возраст пещеры - 5 миллионов лет. Температура внутри порядка 22 градусов, так что довольно комфортно. В пещерах установлена потрясающая подсветка (специально работал дизайнер по цвету) - такая, чтобы не навредила пещере, и чтобы было видно и интересно посетителям. Гиды утраивают представления с тенями:

Чей-то профиль. Им напоминает израильского политика, мне - Брежнева)

Еще в пещерах есть следы пребывания человека - там, где были разрешены фото со вспышкой - сталактиты в микробах. Аналогично в местах, где люди дотрагивались до стен.
Есть участок, на котором больше не растут сталактиты и сталагмиты, потому что сверху построили автопарковку и перекрыли приток воды.
В общем, место невероятно интересное! И хрупкое. И красивое. Вот прямо очень рекомендую к посещению

Из Бейт Шемеша мы поехали в Бейт Гуврин, где находится заповедник с пещерами. Пустили нас туда почему-то бесплатно (охранник просто не взял с нас денег), правда и карту нам не выдали. По заповеднику можно гулять пешком, но территория очень большая, поэтому мы выбрали второй вариант - и передвигались от точки до точки на машине.

Очередная смотровая площадка

Какие-то ворота. Мы до них так и не добрались(

Сначала мы добрались до первых пещер - усыпальниц. Они не то, чтобы очень интересные, зато в них прохладно.
Вход в первую пещеру

Вход во вторую пещеру - более живописный

Внутри - рисунки. Все восстановленные

Наскальная живопись. Гибрид слона и носорога)

А потом мы доехали до настоящих пещер! Таааак здорово! Огромные, эхо раскатывается по ним, внутри обосновались голуби. А еще, как и почти везде, совсем нет людей.

Вход в пещеру

Внутри. На полу солнце от круглого отверстия в пещере. Через это отверстие туда залетели голуби и обосновались в пещере

Очень трудно было запечатлеть на фотоаппарат, потому что пещера огромная.

Еще можно было посмотреть амфитеатр, но в него был отдельный вход, где у нас стали бы проверять билеты, которых у нас не было. Так что в амфитеатр мы не пошли.
Вторую половину дня мы провели дома, спали, потому что впереди нам предстоял очень тяжелый и интересный день - переезд на юг страны, подъем на Масаду, мертвое море.

Итог дня - все было лучше не бывает! Нам понравились оба места. которые мы посетили, было интересно, красиво и просто здорово! Даже неудачи на день от нас отстали.

День 11. Масада, Мертвое море, переезд на юг
Я обещаю, что скоро закончу рассказ. Сама устала писать. 11 день - пожалуй, последний насыщенный событиями день. Мы были уже порядком уставшие, потому что все предыдущие дни у нас была активная программа. И этот день был не исключением, пожалуй, это даже был самый трудный день.
Подъем в 2.20 ночи. Егор хотел встать в 2, но я отвоевала 20 минут сна. Собрали вещи, почистили зубы и без завтрака (для него еще рано) выдвинулись на юг страны. Зачем так рано? Так рано ради рассвета на Масаде.

Историческая справка.
Масада - древняя крепость у юго-западного побережья Мёртвого моря, в Израиле, 450 метров над Мёртвым морем.
Со всех сторон Масаду окружают отвесные скалы. Со стороны моря наверх ведет узкая, так называемая змеиная тропа. Вершину скалы венчает почти плоское трапециевидное плато, размеры которого примерно 600 на 300 метров. Плато окружают мощные крепостные стены общей протяженностью 1400 метров и толщиной около 4 метров, в которых устроены 37 башен.
В крепости ныне сохранились дворец царя Ирода, синагога, фрагменты мозаик, вырубленные в скалах водные резервуары, холодные и горячие бани и многое другое.
Встречать рассвет на Масаде это местное развлечение, я бы сказала.
Конец исторической справки.

Свой предыдущий подъем на Масаду я помню очень хорошо. Это было летом 2009 года, мы тоже встречали рассвет на верху скалы. На скалу ведет фуникулер, ведь все для людей. Но не в 5 утра. В 5 утра будь добр - поднимайся по змеиной тропе - протяженность около 2км, порядка 700 ступеней. Хорошо одно - в 5 утра очень комфортная температура и подниматься не жарко. Плохо - никуда отойти с тропы ты не можешь. В прошлый раз мы были в сопровождении наших строгих гидов-солдат, которые заставляли нас постоянно пить и за подъем мы должны были каждый выпить по три литра. В общем в туалет я захотела еще в самом низу тропы. Подъем был сущим адом!
В этот раз мы планировали все сами и могли оставить на подъем столько времени, сколько нам было бы нужно. Но я же решила сэкономить 20 минут сна! Поэтому подниматься нам пришлось за 30 минут. А это довольно быстро для такой тропы. К концу я уже ели дышала, но упорно шла вперед - было бы совсем обидно приехать так рано и не успеть увидеть рассвет.
Тут кстати, в отличие от всех остальных мест, было довольно много народу. Именно в 5 утра! Говорю же - национальное развлечение. Таких энтузиастов как мы не много, в основном народ группами. Думаю, всем хватает одного раза, не многие добровольно прутся туда в 5 утра по второму-третьему разу (разве что гиды).
В общем, все трудности, все плохое самочувствие, все кажущиеся проблемы и нытье - все это как рукой снимает, когда ты оказываешься наверху. Сразу чувствуешь себя царем горы, покорителем вершин и просто невероятно крутым и целеустремленным человеком. А потом затаив дыхания ждешь рассвет.

Ни с чем не сравнимые ощущения. Красота восхода, гордость собой и просто счастье от всего, что произошло и происходит вокруг. Прямо вдохновляет!

Готовимся встречать рассвет во всеоружии

Показалось солнышко
Замученные, но счастливые мы. А вокруг полно народу.

А потом мы пошли гулять по крепости и впечатления ни чуть не уступали впечатлениям от рассвета, потому что там очень красиво! И наконец Егор признался, что уж тут не похоже на Байкал!
Опять замученные мы и много народу

Над крепостью встает солнце

Вид на мертвое море

И еще виды

Фоткались везде, где могли. Вокруг невероятная красота

Довольный и загорелый муж!

Я в пустыне!)

Мы обошли всю крепость, сделали сотню красивых фотографий - и сидя и стоя и лежа и вместе и все. что можно. И мы были очень довольны. Никакой усталости уже и не было, пока мы не осознали, что хотим спускаться вниз, а фуникулер все еще не работает... Мы следили за восходом солнца примерно до 6 утра. Потом где-то час гуляли по крепости и уже захотели позавтракать, а вся еда внизу в машине. Фуникулер начинает работу в 8. Я была готова ждать наверху, но голод заставил нас двигаться вниз. В итоге, после подъема в 5 утра наверх, в 7 мы пошли по этой же тропе вниз. Стоит ли говорить о том, что спустились мы в итоге одновременно с первым фуникулером?) Зато сэкономили деньги и уж теперь точно можем считаться настоящими чемпионами!

Начало змеиной тропы

Так безобидно гора выглядит снизу.

В общем, в этот раз подъем на Масаду не был для меня легче, чем в предыдущий, я по прежнему поднималась на чистом энтузиазме. Спуск... это провал. В прошлый раз я хотя бы вниз добралась с комфортом на фуникулере, но мы с Егором не стали искать простых путей. А если честно, в целом мы остались невероятно довольный нашим утренним испытанием.

Отъехав немного от Масады мы остановились в городке Эйн Бокек - это множество отелей на берегу Мертвого моря. Я не люблю Мертвое море, ничего интересного - плаваешь, простите, как какашка в воде, а потом выходишь, как будто в масле и идешь смываться. Еще и жара неимоверная. Но показать мужу все таки надо. Так что мы пошли купаться.

Заход в мертвое море. Я,как более опытная, шла первой. На фото забыла втянуть живот)

плаваю, как то самое)

Следом пошел Егор, вроде доволен

На удивление на этот раз мне понравилось! Я не помню, заезжали ли мы на Мертвое море летом 2009, но хорошо помню поездку зимой. Было довольно холодно, наверное еще и поэтому впечатления были не очень. Сейчас же, несмотря на то, что выходишь ты все-таки, как будто маслом обмазанный, мне понравилось лежать себе спокойненько в воде и расслабляться. Наверное, я старею. Хотя конечно, по прежнему не готова тратить больше, чем 2 часа на это развлечение. Все таки Мертвое море очень специфическое место.
После купания я встала в позу и сказала, что не обмазавшись грязью я от туда не уеду. Это послужило хорошим поводом для насмешек со стороны Егора, он до сих пор надо мной издевается, но мне так этого хотелось, что я пошла в магазин и все-таки купила первую попавшуюся грязь мертвого моря. Вот захотелось мне и все тут! В округе нигде грязь было не видно, так что пришлось покупать. Я была очень счастлива!

На фоне не понятно чего, зато счастливая!!!

Смывала все это удовольствие на всякий случай под душем, а потом еще раз искупнулась в море. Запишем этот день в день здоровья! Мы по всяческому оздаравливались - длительными прогулками, купаниями в мертвом море и хорошим настроением!
К 12 часам стало заметно жарко и мы поспешили скрыться, пошли искать завтрак. На мертвом море все по русски - даже меню. Так что мы без труда заказали сэндвичи по 35 шекелей. Делали их очень долго, но самое ужасное было - счет на 170 шекелей! Мы ничего не поняли, пока не увидели, что наш свежевыжатый сок, оказывается, стоил тоже по 35 шекелей стакан! Если бы знала - пила бы воду! В Иерусалиме стакан сока стоил 10 шекелей, для сравнения. Мы очень негодовали и поспешили скорее убраться с мертвого моря. Так что  будьте там внимательны!
Потом мы немного отъехали от Эйн Бокека и вышли на не оборудованный пляж. Дикое мертвое море это такая красота! Это такая экзотика! Я думаю, нет, я уверена, таких пейзажей больше нет нигде!!!

Недалеко от Эйн Бокека не оборудованный пляж, все в соли. Невероятная и неповторимая красота

Это берег мертвого моря. Это соль.

Все, нам оставался последний (ну если быть точнее - предпоследний) бросок - 200км на юг до Эйлата - главного курорта Израиля. Дорога пролегает через пустыню. По левую руку - граница с Сирией. По правую - таблички "не ходить, зона стрельбы". Обычные Израильские дороги.
Мы добрались до Эйлата, заселились в наш мотель, где на рецепции работает русский, и залегли спать - ну еще бы, после такого дня!
Проснулись уже под вечер и пошли гулять по городу. Когда я вышла из номера - я конкретно была в шоке. Температура воздуха оказалась 35 градусов. Я была готова ко многому, но не к такому.
Немного о моем отношении к Эйлату. Я была в Эйлате летом 2009, на счет жары не помню - все путешествие было очень жарко. Но вот что я помню - это кучу народу на городском пляже и не самое чистое море. Ну так уж устроены люди, что где поели там и .... ну вы поняли. Пляж не очень большой. а вот народу много, отсюда и мусор. Но пропустить этот пункт программы мы не могли - на красном море очень много рыбок, а Егор большой любитель рассмотреть всякую подводную живность, плюс, после такого путешествия был просто необходим отдых.
В общем, на мою и так не большую любовь к Эйлату наложилась еще и жара 35-40 градусов и невозможность дышать в такой духоте.
Мы побродили до темна по набережной, поискали еду (особо интересных мест найти не удалось) и когда уже стемнело (а температура все еще была 34 градуса), наконец полезли в воду. Вода в Красном море оказывается всегда примерно одной температуры - около 22-25 градусов, при такой температуре воздуха море - это настоящий рай.
А еще в Эйлате оказался небольшой аэропорт для внутренних рейсов, расположен прямо в центре города и самолеты летят над самым пляжем. Егор давно хотел понаблюдать за самолетами с такого расстояния - наконец удалось! А вообще забавно - лежишь себе на пляже, загораешь, а тебе самолет солнце загораживает.

Итог невероятно длинного дня - 23000 шагов!!! и 16 километров. Находились как надо! Немного подпортил настроение завтрак на Мертвом море, но это такие мелочи! Эйлат разглядеть еще не успели.

День 12. Эйлат.
Наконец начался отдых! После завтрака мы поехали на пляж в 7 километрах от города. По дороге еще нашли коралловый пляж - это оказался пляж с платным входом, где у самого берега начинаются кораллы и можно аккуратно плавать среди них с масками. Но родственники подсказали нам другой пляж - у отеля Принцесса, на самой границе с Египтом, куда мы и направились. Народу там оказалось немного, мы взяли лежаки и расположились под зонтом. Егор сразу пошел плавать с маской. Вернулся страшно довольный - в воде есть и кораллы, и куча разных рыб, и морские ежи, и вообще очень интересно и никто не боится! В общем, это настоящая мечта Егора! А я наслаждалась весь день лежа на солнышке, слушая музыку и загорая. Хотя рыбки мне, конечно, тоже понравились.
На пляжу организован один заход с берега - тропинка расчищена от кораллов и можно зайти в воду. Остальной берег огорожен, зайти можно только со специальных пирсов. Глубина около них сразу под три метра. Но в воде очень интересно! Рыбы реально стаями и совсем не бояться!

Егор и наша камера) Пытались снимать под водой

Я - воображуля

Исследую рыбок

Вечером нас ждал вкусный ужин. Правда, лазанья оказалась без мяса. Мы долго удивлялись, потом вспомнили, что мы в Израиле, а в лазанье есть сыр, который нельзя мешать с мясом. В общем то, блюдо и без мяса сделали довольно вкусно.

Итог дня - мы ничего не делали, никуда не ходили, не ехали и не бежали. После предыдущих 11 дней это был невероятный кайф и я пожалела, что выделила на это дело только 2 дня. Красное море - потрясающее. В общем это тот отдых, который нам так был нужен. И никаких неудач! Хотя нет, наша крутая камера отказалась порядочно снимать под водой, так что у нас получился расплывчатый подводный мир, но главное, что  мы его видели своими глазами)

День 13. Океанариум
Побыватьй в Эйлате и не зайти в подводную обсерваторию никак нельзя - так говорят все. После ее посещения готова возразить - если вы любите плавать и не боитесь трехметровой глубины - нет никакой необходимости идти в океанариум, едьте на пляж у Принцессы и смотрите тех же рыбок и кораллы без стекла, прямо в воде, без детей, шума, толпы и абсолютно бесплатно!
Но мы этого не знали и пошли смотреть обсерваторию. Надо отдать должное, выглядит она интересно.
Обсерватория, уходящая под воду

Мы купили самый полный билет, который включает посещения всего океанариума, просмотр видео про акул, катание на лодке с прозрачным дном. В общем, кроме входного билета остальное можно было и не приобретать.
Территория большая, есть много чего посмотреть - и черепахи, и акулы, и рыбки, скаты, крокодильчики. Но на самом деле - тоже самое, что во всех других океанариумах.
Особенно понравились черепахи - около метра, а то и двух в длину. Крохи такие.

Черепашки

Мы застали кормление рыб и акул. Правда, акулы оказались не голодными, а вот рыбы забавно облепили аквалангиста.

Рыбки окружили аквалангиста

А вот тут кажется, что он убегает от акулы. Но акула была не голодной и не стала его кушать)

На лодке со стеклянным дном мы увидели те же кораллы, что видели плавая с маской.
Чуть интереснее в обсерватории - там кораллы и рыбы прямо на расстоянии вытянутой руки и их можно рассмотреть.
Но всей этой красоты и в принципе у этого места есть огромный минус - дети. Нет, я не ненавижу детей и ничего не имею против них. Но! В Израиле дети не воспитанные, это факт. Семьи все большие, минимум - 2 ребенка и беременная мама. И все кричат, бегают, толкаются. В какой то момент мне показалось, что я в аду. Потому что они капризничают, создают заторы на лестницах и орут. В общем портят впечатление от общения с подводным миром. А жаль.
Но вот вам лучше красота всякая:
Кораллы вдоль берега

Доказательство, что это не картинка из интернета - Егор на фоне кораллов)

И опять кораллы

Тоннель в воде

Мы были довольны, но не стоило тратить на это таких денег (порядка 300 шекелей), мне было достаточно тех рыбок, которых я наблюдала в маске.

Из-за утреннего похода в океанариум, мы не успели занять место в теньке на пляжу, а на солнце сидеть не хотелось, поэтому мы поехали искать другое место.
Пляж недалеко от Эйлата оказался грязным (Егор чуть не наступил в воде на рыболовный крюк), так что мы поехали обратно в город, купили пиццы в номер и засели там до вечера. Вечером мы совершили вылазку на городской пляж, погуляли по набережной и покатались на карусельке. У нас даже есть видео "история одних шорт"

День получился не то не се - спокойно полежать на пляже, как в предыдущий день, не удалось. Зато хоть какой то разнообразие и все равно отдых!

День 13. Дорога.
Утром - искупались, посмотрели рыбок, поцарапались о коралл. Увлекательно!)
В 12 сели в машину и поехали на север. О, это оказалось сложнее чем я думала! Мы ехали часов 5 или 6. Как я устала!!!
На ночь мы остались в Хадере у родственников, посмотрели их дом, вкусно поужинали и легли спать.

День 14. Пока, Израиль
Добрались до аэропорта по пробкам - хоть узнали, что такое пробки в Израиле. Ничего, терпимо! Сдали там машину и без приключений долетели до дома.
Это был первый раз на моей памяти, когда мне не хотелось возвращаться домой. Обычно отдыха так много, что под конец уже хочется вернуться и поработать. А тут была такая насыщенная программа, что хотелось еще отдыхать и отдыхать!

Я извиняюсь за такой объем текста, но ведь это было настоящее двухнедельное приключение!
Спасибо тем, кто дочитал.
А у меня больше нет сил писать, так что просто скажу, что мы в полном восторге от нашего отпуска!!!