6 мая 2017 г.

Путешествие по Чехии - Моравия

В Чехии не так много праздников (в смысле выходных дней) по сравнению с Россией. 1 мая - один из таких редких выходных, это тоже день труда. И поскольку в этом году выдалось 3 выходных дня подряд, мы с друзьями решили куда-нибудь поехать. Выбор пал на Моравию - южный регион Чехии.
Чтобы вы понимали, о чем речь, показываю карту регионов Чехии.

Регионы Чехии

Все путешествие планировала Настя и наша примерная карта-план выглядела так:

Наш примерный план

Для ночевки мы выбрали Брно, поскольку за неделю уже было очень мало свободных мест на выходные и приличные апартаменты удалось найти только в Брно.

Немного о том, зачем люди ездят в Моравию. Чешская Моравия славится (ну как славится, тут в Чехии точно славится) своими винами. Огромную территорию на юге страны занимают виноградники. Мы моравское вино уже пробовали до поездки, оно нам пришлось по вкусу (правда стоит не так уж дешево для "местного" вина), в основном это белое вино, бывает розовое. Реже встречается красное. Честно признаюсь, не знаю почему красного моравского вина не так много.
Но у нас была еще одна причина поехать на юг страны. И об этой причине даже не все чехи знают (я спрашивала коллег, они были удивлены). Это поля. Да, просто поля. В общем то самые обычные поля. Ну почти самые обычные. Но хочется сохранить интригу, так что поля я вам покажу, когда мы до них доедем :) Приятного прочтения!

День 1. Дорога Прага - Брно. Моравский крас, смотровые площадки

Мы выехали из Праги в субботу, в 11 утра. Наша первая запланированная остановка была в замке Зруч над Сазавой (Zámek Zruč nad Sázavou). Много информации на русском языке о замке на просторах интернета я не нашла, но привожу официальный сайт на чешском и английском. Когда мы туда приехали, в замке как раз проходила свадьба.
Замок мне понравился - небольшой, красивый (судя по источникам отреставрированный и перестроенный в конце 19 века). Симпатичный дворик с видом на деревушку и полуразваленные строения на территории парка.
Светило солнышко и был прекрасный весенний день.

Zámek Zruč nad Sázavou

На территории замка

Парк у замка

Оттуда мы двинули в пещеры, которые находятся в районе Моравского Краса (один из самых крупных в Европе карстовых массивов, всего известно около 1100 пещер, из которых доступны для посещения туристами 5 пещер). Мы наугад выбрали одну пещеру - Катержинская пещера, но оказалось что экскурсию в нее надо бронировать, поэтому мы развернулись и поехали в пещеру неподалеку - Балцарка.

Стоит отметить, что в Чехии, как и во всей Европе (по крайней мере где мы были), очень много указателей на достопримечательности и по ним легко ориентироваться, если навигатор не понимает, где вы :) А еще большинство туристических троп в Чехии промаркированы. Желтые, зеленые и красные. Я честно думала, что красные - самые тяжелые. Но в этой своей поездке мы взбирались по зеленой тропе, ни чуть не уступавшей красной... Промаркированы - то есть вдоль всей тропы есть таблички или метки на деревьях с цветом тропы. И такие маркеры есть даже просто в небольшой чешской деревушке, где есть мельница и к ней ведет тропа через лес.

Вернемся к пещерам. В Балцарку мы попали на последнюю экскурсию (естественно, на чешском, было понятно не все, но общий смысл ясен). Экскурсия длилась около часа. Нас провели через пещеру по узким проходам, показали сталактиты и сталагмиты, как и в Израильских пещерах шутили на тему того, что можно увидеть в замысловатых формах камней.
Сама пещера понравилась - она длинная, много разных углублений, впадин, пространства. Мы еще и встретили там летучих мышей. Экскурсовод рекомендовал их не будить, а то они могут быть заразными. Но мыши спали крайне крепко и не реагировали ни на фотоаппаратную вспышку, ни на людей, ни на то, что Егор на них дул :)
А вот что не понравилось - так это подсветка. Ну может это просто впечатление после пещер Израиля (прочитать и посмотреть про наш израильский опыт можно тут). Там было сделано профессиональное освещение разного цвета, смотрелось очень выигрышно. Я не говорю, что тут не было профессиональной подсветки. Но было темно. Не хватало света чтобы рассмотреть всю красоту пещеры и оценить ее размеры. Но это мелочи. В целом мы остались довольны.

Вход в пещеру

Пещера

Огромные пространства в пещере

А вот и летучая мышь

Найдите мышей :)

А еще в конце экскурсии нам предложили посмотреть ролик про пещеры. Там первобытные люди ловили оленя и жарили на костре у пещеры. Все персонажи выглядели ОЧЕНЬ упорото, было ощущение, что ролик делали выпускники первого курса кинематографического университета. Двоечники. Но было очень смешно! Не смогли уйти, досмотрели до конца!

После пещер мы решили искать водопад. Не знаю, где Настя нашла информацию о водопаде, но забегая вперед скажу, что мы его так и не нашли :)
Точка находилась в заповеднике Jelení skok (дословно - прыжок оленя). Никаких запрещающих знаков на въезде мы не видели и поэтому проехали туда на машине. Минут 30 мы бродили по лесу, но единственное, что удалось найти - чехословацкая монета 1953 года. И даже не спрашивайте, как мы (точнее Настя) в лесу, в опавшей листве нашли монету.
В конце тропинки встретили только вот такой ручеек. Никакого водопада.
Вместо водопада

Парк олений скок

На выезде был шлагбаум (правда открытый), все остальные дороги в лесопарк были закрыты на шлагбаум. Так что до сих пор не знаю, законно ли мы там прокатились. Но по крайней мере было красиво :)

Из лесопарка мы поехали на смотровую площадку Babí lom. Сначала мы безуспешно пытались проломиться туда на машине, но потом поняли, что машину придется оставить в деревушке (Лелековицы), а подниматься пешком. Времени уже было начало седьмого, но еще светло, и мы пошли в гору. Путь оказался не из легких. Прошли мы порядка километра и поднялись на 170 метров. Все это по скользкой и узкой лесной дороге, в конце пути карабкались по скалам.
А потом увидели башню, забрались, и всю усталость как рукой сняло. Вид просто потрясающий! Очень красиво, на закате, ровные Чешские поля и небольшие деревушки, высоко, дух захватывает! Поднимались однозначно не зря, несмотря на то, что подъем дался нелегко.

Скалы - все как я люблю

Вид со смотровой башни

Закат над холмами Моравии

Спускаться было гораздо легче и в пол восьмого мы уже были в машине.
В 8 мы приехали к апартаментам на окраине Брно. Заселившись, мы сразу поехали в центр города искать еду. Нормального ресторана с адекватными ценами в центре мы не нашли, поэтому сели в баре, где были в основном напитки, а еды совсем немного. Но ничего искать уже не хотелось, поэтому мы остались. Кроме того, в меню оказалось очень интересное вино с фруктовым вкусом - гранат, персик, лайм и грейпфрут. В общем, было решено бросить машину в центре, напиться и вернуться за машиной утром.
Грейпфрутовое и гранатовое вино оказались очень вкусным, но только оно французское, а не чешское, и это винный напиток. Но реально приятный винный напиток, я осталась довольна.
Обратно мы без проблем добрались на общественном транспорте, купив проездной по смске - чудо-изобретение.

День 1. Виды на виноградники, замок Леднице, разрушенный замок

Утром мы позавтракали в торговом центре в Брно (завтрак был отвратителен), пошли покупать еду на день, обнаружили, что нашу вчерашнюю еду подъела мышка. Одним словом - день с утра не задался.
Как подъела мышка? Очень просто. Квартира, которую мы сняли через airbnb была обычной квартирой на окраине города, где живут две девочки. Все их вещи были убраны в шкафы и ящики, но суть в том, что это была обычная жилая квартира, поэтому у них в холодильнике были какие-то остатки еды, которые там загрустили. Открыв по приезду холодильник один раз мы решили, что больше туда не сунемся. Поэтому свою еду (сыр, колбасу и булочки) оставили во дворике в небольшом сарайчике (квартира на первом этаже с довольно внушительным двориком). В сарайчике ночью и было совершено нападение на наши булочки.
Без приключений не умеем!

Так или иначе, часам к 11 мы выехали из Брно и поехали искать мельницу, отмеченную у Насти на карте в деревушке Klobouky u Brna (дословно - Шляпы около Брно).
В деревню мы приехали, прогулялись по симпатичной лесенке до часовни Святой Барборы. А вот мельницу не нашли.

Красивая лесенка к часовне

Хорошенько еще раз погуглив описание места, все же пошли искать дальше мельницу. На центральной улице увидели указатель на нее м дальше уже шли по желтым меткам (как раз то, что я описала вначале - небольшая чешская деревушка с туристической тропой посередине). Тропа проходит прямо через деревню, дачные домики с участками с огородом, куры, собаки. Все как у нас. Я жутко заностальгировала по Кирьямо.
Мельницу мы все же нашли. Но дорога подходила к ней с обратной стороны от лопастей, и поэтому мельницу во всей красе мы не увидели. Да и вход внутрь мельницы оказался закрыт. Зато во дворике растет сирень удивительного цвета и еще на виноградники можно полюбоваться. Правда в это время года они лысые.

Виноградники

Мельница

Красивейшая сирень

Из Клобоук мы поехали на смотровые башенки. Сначала на Rozhledna Kraví hora (дословно - обзорная башня Коровья гора). Добраться до коровьей горы оказалось не так то просто - гугл проложил маршрут по каким то немыслимо узким песчаным дорогам в гору. Я даже ехать отказалась и за руль сель Игорь (мы менялись во время путешествия). Но машинка и водитель успешно справились с задачей и подняли нас на гору в виноградник. Посреди виноградника просто стоит деревянная башня, на вершине которой нереально шатает от любого порыва ветра, а виды открываются в основном на лысые в это время поля винограда. В общем весной не так интересно, как могло бы быть, ожидали большего, но мне все равно понравилось, потому что я люблю высоту.

Вид со смотровой башни на коровьей горе

Выбирались мы с коровьей горы по таким же узким дорожкам, но за руль уже отважилась сесть я.

Следующая наша точка была смотровая башня Slunečná (солнечная). Тут уже и подъезд получше, и парковка есть и даже ларек с мороженым и напитками. А вид почти такой же, как на предыдущей башне. Так что выбирая между этими двумя смотровыми площадками, рекомендую Солнечную.

Вид с башни Солнечная

Дальше мы немного поискали место для обеда (оказалось довольно тяжело найти открытое заведение в маленькой деревушке в воскресенье, но мы справились), а после обеда отправились в замок Леднице. Замок Леднице является частью Ледницко-Валдицкого комплекса, мы успели только посмотреть на сам замок снаружи и прогуляться по огромнейшему парку. Внутрь никуда не заходили, но видели, что кроме замка можно еще посетить оранжерею.
Замок внешне напоминает замок Глубока над Влтавой, который мы посетили в прошлом году - светлый, резной, очень красивый. И тоже много оленьих рогов.

Замок Леднице

Замок Леднице (над окнами - рога)

А вот что приятно удивило, и даже привело в восторг, так это парк у замка. Во первых он нереально большой. За час мы прошли его треть, если не меньше. Так что там по парку предлагают кататься на речных трамвайчиках (посередине парка огромный пруд и протекает река Дыя). Во-вторых, та часть парка, которая выполнена во французском стиле (то есть с аккуратно постриженными кустами и геометрическими клумбами) просто нереально красивая! Там огромная (длинная и высокая) стена из ровно подстриженных кустов. Мало того, что это снаружи смотрится очень красиво, так там еще и есть несколько входов внутрь этого кустарника и получается натуральная Алиса в стране чудес! Ну мне не описать свой восторг от увиденного. Мне у этих зеленых стен хотелось сесть и никуда не уходить. Очень здорово!

Заглядываю в кусты :)

А Настя наоборот выглядывает

Сказочная зеленая стена

Вид на замок

Геометрия и зелень

После осмотра французкого парка мы пошли в ту часть, где нет таких четких фигур, клуб, кустов. В общем основной парк в Ледницах все же в английском стиле. Как я уже сказала, парк большой, много водоемов, видели рыбок и уточек. На конце парка построен минарет, мы хотели дойти, но сил не хватило. В общем, показываю фотки.

Парк у замка Леднице

Минарет

Нормальные люди в здравом уме поехали бы после замка домой. Нормальные, но не мы. Мы поехали на очередную смотровую площадку, а точнее к развалинам крепости, которые находятся на горе. Место называется Děvičky (Девички, не знаю есть ли дословный перевод). Машину мы оставили в деревушке на стоянке и пошли в гору. Все точно, как в предыдущий день - время к закату, мы идем в гору. В деревушке, кстати. очень много винных заведений, где предлагают провести дегустацию. Мы были на машине, так что не пошли, но местечко запомнили :)

Воооот там наверху - развалины замка

Подниматься оказалось полегче, чем вчера, но все равно идти пришлось много и в гору. Я очень надеялась, что вид сверху оправдает наши вечерние старания.
Сначала мы шли лесом, потом, уже на подходе к крепости, пейзаж стал напоминать мне Израиль.

Идем лесом

Уже более южные пейзажи вокруг

А потом мы вышли на вершину. И дыхание перехватило. И никакой усталости больше не было. Только Чехия, виноградники, деревни, озера, развалины крепости, заходящее солнце и ветер. И ничего больше вообще не надо. Просто подняться туда, и смотреть во все глаза молча. И запоминать каждую деталь, каждый момент, каждый лучик вечернего солнца.
В общем вы поняли, ожидания оправдались, это место просто must see. Не знала о существовании таких крепостей в Чехии с таким необычным видом.

Вид с крепости

Развалины

Закат

Спуск прошел незаметно, но внизу силы окончательно меня покинули и за руль сел Игорь. Мы доехали домой, раскупорили моравское вино, которое купили в магазинчеке по дороге, заказали еды и провели вечер за разговорами. Сил не было ни на что кроме ужина (а я честно брала с собой все краски и собиралась рисовать).

День 3. Дорога Брно - Прага, поля, Вранов-над-Дыей
Третий день мы начали с осмотра столицы Моравии - города Брно. Осмотрели мы его довольно быстро - прошлись вдоль стены старого города, зашли в собор Святых Петра и Павла, попали на какую то интересную вьетнамскую церемонию (в католическом соборе, да). Забрались на башенку собора, посмотрели на город сверху, купили очень дешевый, большой и вкусный трдельник и отправились дальше. Кстати, собор Петра и Павла изображен на монете 10 крон.

Собор Петра и Павла

Вид на Брно с башенки

Церемония в соборе Петра и Павла

Город милый, но уж больно маленький по нашим меркам (да-да, мы петербуржцы такие... Прага для нас в самый раз).

Наша следующая запланированная остановка была дорога 54. По отзывам в интернете именно с нее можно увидеть моравские поля во всей красе.
Честно скажу, что самые красивые поля мы увидели в итоге не с этой дороги, а в первый день, когда ехали из Праги в Брно. И все самые красивые фотографии у нас именно оттуда. Зато с дороги 54 удалось заснять стадо оленей. Ну все, больше вас не томлю, показываю те самые поля, ради которых мы затеяли путешествие.

Совсем молодой олененок

Целое стадо

По поводу оленей - в полях действительно много живности. Мы видели очень много оленей, один из них даже перебежал дорогу. Хорошо, что мы в этот момент стояли и фотографировали его, а не ехали по этой самой дороге. Еще видели в полях зайцев. По дороге нам как-то встретился фазан (гулял по круговому перекрестку). В одном из парков видели белочку. Ну и конечно мышка, которая отъела нашу булочку. Сами не видели, но с результатами ее работы ознакомились.
А еще в Чехии много рапсовых полей (из рапса делают масло). Наша преподавательница чешского рассказывала, что почти всеми этими полями владеет местный политик (министр финансов и первый заместитель председателя правительства Чешской Республики) - Андрей Бабиш. Он владелец холдинга «Аgrofert», который занимается абсолютно всем, что можно получить из рапса. В общем, Бабиша тут многие недолюбливают.

Рапсовое поле

После полей мы поехали в замок Вранов-над-Дыей. Это была наша последняя остановка. К замку мы приехали довольно поздно, внутрь войти уже было нельзя, но мы смогли прогуляться вокруг замка, посмотреть на деревню и реку Дыю сверху. Миленько, красивенько, аккуратненько.